Новые автобусы приходят, а работать на них некому
22.02.2024
О проблеме пассажирского транспорта в последнее время пишут и говорят много. Но чаще в адрес автотранспортного предприятия и частных перевозчиков высказываются претензии и упреки, чем благодарности.
Что сегодня происходит в пассажирских перевозках и чего ожидать в будущем? Мы решили встретиться и поговорить с Альбертом Гильмановым, руководителем Троицкого ПАТП им. Е.М. Мокеева.
На должности директора муниципального предприятия Альберт Гильманов с 2019 года. Он коренной троичнин, душой болеет за город, ставшее родным предприятие и верит, что все наладится.
Главный автобусник Троицка, признался, что получил огромный опыт на этой должности, за последнее время пришлось преодолеть достаточно много серьезных испытаний в транспортной сфере.
- Знаете, когда в самом начале пути я принял предприятие, то оно находилось в предбанкротном состоянии. Тогда в арбитражном суде находилось два дела о признании ПАТП банкротом. При поддержке администрации города удалось полностью погасить многомиллионные задолженности и урегулировать все дела.
Таким образом предприятие не только сохранили, но и вдохнули в него новую жизнь, - так началась наша беседа с Альбертом Гильмановым.
- Трудно поверить, но годами, начиная, наверное, со времен перестройки, в предприятие ничего не вкладывали: на территории не было ни одного светильника, ни одной видеокамеры, автомойка – одно название, резервуарам АЗС требовалась очистка, они были все заилены, топливные стояки находились в нерабочем состоянии, в административном здании были старые деревянные окна. Пришлось все заменять, ремонтировать приводить в рабочее состояние.
Как тут не вспомнить времена СССР, когда руководил автотранспортным предприятием легендарный Евгений Михайлович Мокеев. Тогда все подчинялось специальным регламентам, нормативом и все четко контролировалось. Общественный транспорт ходил как часы, а работать на таком крупном предприятии считалось престижно.
Справедливости ради следует отметить, что в день встречи, мне можно сказать повезло и автобус появился на остановке ровно в то время, которое было указано в расписании. Значит, не все так катастрофично.
Но вернемся к разговору с Альбертом Гильмановым.
В ходе беседы вспомнилось время, когда на сходах жители жаловались, что общественный транспорт находился в ненадлежащем состоянии. Тогда автобусы ходили старые, часто ломались. К критике прислушались и за счет средств областного бюджета предприятие пополнили новыми автобусами «ПАЗ Вектор». За короткий срок было приобретено 12 автобусов. До этого средний срок эксплуатации автобусов составлял девять лет, в настоящее время – три с половиной года.
- Автобусный парк мы обновили полностью, с этим у нас нет проблем, а вот водителей катастрофически не хватает. Ситуация с кадрами непростая и это не только у нас, а во многих регионах России, - говорит Альберт Гильманов. - На нашем предприятии сегодня трудится 16 водителей, а необходимо 27.
Средний возраст составляет 57 лет. Самому молодому из них 47 лет, самому старшему – 73 года. Получается, что водители, которые сегодня выезжают на рейсы, стареют, уходят из отрасли, а молодые на их место не приходят. Притока новых кадров не происходит ввиду её низкой популярности. Из-за нехватки водителей, предприятие не может закрыть все рейсы, согласно установленному расписанию.
Вопрос дефицита кадров на предприятии пытаются решить, но пока безуспешно. С 2019 года на 40 процентов в ПАТП подняли заработную плату. Сегодня водители в среднем получают более 45 тысяч рублей. Плюс социальные гарантии, водителей предприятия бесплатно кормят обедом, есть дежурный автобус, который доставляет их на работу и многое другое. Автотранспортное предприятие предлагает вариант переобучения желающих на категорию «Д» с последующим трудоустройством.
И снова небольшое отступление. Очевидно, что проблема с дефицитом водителей назрела не вчера. А ее острота будет, по мнению экспертов, прогрессировать еще и потому, что мы находимся в периоде демографического спада. Много вопросов и к современному профтехобразованию, которое в советское время трудилось над созданием рабочих специальностей. На предприятие, как правило всегда приходили молодые специалисты, обучались, перенимали опыт и традиции. Теперь мы пожинаем плоды того, что систему в свое время нарушили.
Работа водителем автобуса непростая, в зависимости от маршрута смена начинается в шесть утра, а заканчивается в десятом часу вечера. Плюс ко всему — это общение с людьми. Все это требует определенного характера, нервы, порой, нужно иметь железные. В дороге всякое может случиться и техника ломается, и скандальные пассажиры встречаются.
Спрашиваю у Альберта Гильманова, как на предприятии относятся к критике и наказывают ли провинившихся водителей?
- Да, каждый конфликт с пассажирами мы рассматриваем, выясняем, кто прав в данной ситуации, а кто виноват. И скажу вам, бывает, что люди сами на пустом месте скандалят, потому что у них плохое настроение. Мы всегда настраиваем своих водителей, чтобы они были вежливые и терпимее относились к пассажирам. Не всегда все получается из-за возникших недопониманий. Не разобравшись, люди сразу начинают писать в социальные сети, обвиняя водителей и кондукторов во всех своих грехах. Хотелось бы обратиться к троичанам, если у вас произошел конфликт с водителем, обращайтесь на предприятие, непосредственно ко мне и мы во всем разберемся, тем более что во всех автобусах есть система видеонаблюдения.
Пользуясь случаем, обращаюсь к пассажирам, особенно к молодежи, чтобы они следили за порядком и чистотой в салоне автобуса, не портили сидения, окна, салон, ведь все, что мы делаем, мы делаем для комфорта людей.
- Не могу не задать Вам один из наболевших вопросов о законе ликвидации МУПов. Процесс этот планируется завершить к 2025 году. Получается, что ПАТП в скором времени будет преобразовано? Как это скажется на предприятии, пассажирах?
- Действительно, В 2019 году был принят Федеральный закон № 485-ФЗ, согласно которому в срок до 1 января 2025 года, муниципальные предприятия в нашей стране должны быть реорганизованы, либо ликвидированы. Если такое решение своевременно не будет принято собственником нашего предприятия, т.е. администрацией города, то ликвидация будет происходить в судебном порядке.
После реорганизации, в результате смены МУП «Троицкое ПАТП» своей организационно-правовой формы, учредителем предприятия останется администрация города Троицка, предприятие продолжит оказывать транспортные услуги населению, как и прежде.
Пассажирские перевозки — это не столько бизнес, сколько выполнение социального заказа населения. Это показатель качества жизни, в определенной степени — показатель жизненного комфорта.
Подводя итог беседе, Альберт Гильманов еще раз отметил: ПАТП не испытывает проблем с подвижным составом, так как за последние три года он был обновлён. На днях Троицк получил еще 4 современных автобуса, с системой кондиционирования салона, пассажировместимостью 59 человек.
Теперь в автобусном парке фактически 16 новых автобусов. Основными приоритетами в работе МУП «Троицкое ПАТП им. Е. М. Мокеева» были и остаются - соблюдение расписание движения автобусов, своевременность предоставления транспортных услуг, безопасность, надежность, комфорт.
Полина Маринина, газета "Регион"
дата создания: 22.02.2024 11:17, дата последнего изменения: 22.02.2024 11:18